top of page

Строителя с уголовным прошлым лишь случайно не избрали почетным саратовцем


Звание «Почетный гражданин Саратова» предложили присвоить заслуженному строителю с уголовным прошлым и музыканту, малоизвестному за пределами местной джазовой тусовки, но зато воспитавшему депутата гордумы. Одобрение обеих кандидатур на профильной комиссии представительного органа муниципалитета прошло в считанные минуты. при этом были отсечены два возможных конкурента в лице профессора консерватории и мецената. Что двигало депутатами, принимавшими такое решение?


«СЕГОДНЯ ОН ИГРАЕТ ДЖАЗ...»


Комиссия Саратовской городской думы по местному самоуправлению, вопросам социальной сферы, законности защиты прав населения рассматривала 10 июня 2015 года вопрос о присвоении званий «Почетный гражданин Саратова». На суд депутатов было представлено четыре кандидатуры – математик и джазовый музыкант Евгений Сурменев, управляющий строительным трестом №7, заслуженный строитель РФ Василий Поимцев, профессор саратовской консерватории Александр Демченко, а также меценат, дочь писателя Константина Федина, сделавшая решающий вклад в формирование фондов музея его имени, Нина Федина. Из них только двоих могли рекомендовать гордуме для присуждения почетного звания.

В поддержку двух последних кандидатур явилась группа деятелей культуры, однако их голос не был услышан – все решилось в течение нескольких минут. Депутаты, входящие в состав комиссии, единогласно одобрили (голосование было рейтинговым) первые две кандидатуры – Сурменева и Поимцева. После этого глава комиссии Елена Злобнова попыталась «закрыть вопрос»: она объявила, что по двум другим потенциальным претендентам голосовать уже не имеет смысла, что вызвало возмущение представителей культурного бомонда, однако их праведный гнев не был услышан. Вместо этого им было обещано предоставить Фединой и Демченко своего рода компенсацию (в данном контексте она выглядела как кость, брошенная навязчивой собачонке) в виде почетной грамоты гордумы.

Первое, что настораживает в случае с кандидатурой Евгения Сурменева, это фамилия, невольно отсылающая к фигуре депутата гордумы Сергея Сурменева. Как пояснил последний, претендент является его близким родственником – «отцом», то есть человеком, воспитавшим его, но не биологическим родителем.

Депутат гордумы Сергей Сурменев

«Эту семью я знаю давно», – ничуть не смутился, услышав вопрос по поводу подозрительного родства, депутат гордумы Виктор Марков, к которому ИА «Свободные новости» обратилось за комментарием. Как оказалось, имя воспитателя Сергея Сурменева широко известно в кругах музыкантов, хотя, по-видимому, дальше этого культурного пространства его известность не выходит.

«Я в прошлом музыкант, такой любитель – я в вузовском ансамбле играл. Я с малолетства, с вузовских времен эту фамилию знаю. Он и работал (преподавал) в джаз-бэнде. Я давно, еще до знакомства с ним, слышал о нем. Потом, когда познакомился, увидел, что это прекрасный человек, самый настоящий саратовский интеллигент, который ни матом не ругается, и стихи читает, и картины пишет, и вообще очень приятный человек. В среде музыкантов его все знают», – заверил Марков.

«Поэтому я голосовал «за», я его знаю лично и давно знаю, – продолжал собеседник издания. – Я не буду это (родство. – Прим. ред.) комментировать. В нашей деревне можно у любого найти какое-нибудь родство или знакомство, а если не найдется, то можно и придумать. Всегда кто-то к кому-то питает нежные чувства. По мне эта кандидатура лучше, чем какой-нибудь партийный сундук, которого вообще никто не знает. Это просто нормальный человек, известный в городе, и по своим человеческим качествам хороший человек. Очень сложно принимать решение, когда несколько претендентов вполне достойные, уважаемые люди, и при них вообще обсуждать и решать очень тяжело. У нас по нескольким кандидатурам в прошлом году баталии были. По некоторым кандидатурам я единственный резко высказывался, так как считал, что это партийная креатура, которая является наилучшей из предложенных. В данном случае я и того и другого знаю – и Поимцева Василия Николаевича, и Сурменева Евгения Валентиновича».

Коллега Маркова депутат Юрий Ерофеев вообще дал понять, что проголосовал за кандидатуру Сурменева чуть ли не по недоразумению.

Депутат гордумы Юрий Ерофеев

«Я посмотрел – нормальная такая биография. Я и проголосовал. Я его лично не знаю. Я прибежал на комиссию поздно, мельком посмотрел все это хозяйство и все», – развел руками гордеп, добавив, что его покоробила перспектива обсуждать преимущества представленных к награде в их же присутствии. Поэтому он предложил рассматривать такие вопросы на закрытой рабочей группе.

Не являющийся членом комиссии и не голосовавший по данному вопросу депутат от КПРФ Андрей Карасев (он также присутствовал на заседании) отметил, что рассмотрение кандидатур было скомканным. По его словам, он бы отдал предпочтение профессору консерватории Демченко, нежели Евгению Сурменеву, фамилия которого его насторожила. «Какие его заслуги? Я его не знаю. У нас в Саратове достаточно толковых людей, которые имеют известность и в России, и за ее пределами», – заявил коммунист.


ПОЧЕТНЫЙ ГРАЖДАНИН СО СРОКОМ ДАВНОСТИ


В октябре 2006 года строитель и депутат облдумы Василий Поимцев был признан виновным по двум статьям Уголовного кодекса РФ – о преднамеренном банкротстве (собственной строительной компании «Саратовстрой») и злоупотреблении полномочиями лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой организации. Подсудимый признал свою вину, но Волжский районный суд, рассматривавший дело, применил к парламентарию амнистию в связи со столетием Госдумы и преклонным возрастом. Только поэтому он был освобожден от наказания.

Эти факты, как оказалось, помнят не все представители политического истеблишмента города, а те, кто помнят, не считают, что они свидетельствуют против претендента на звание «Почетный гражданин Саратова».

«По каким статьям - не знаю, но помню, что там что-то было, какое-то преследование было», – пытался припомнить историю 10-летней давности Виктор Марков и почему-то вспомнил дело Михаила Ходорковского.

«Вот вы сказали про уголовное преследование. А вы как к Ходорковскому относитесь?» – начал допытываться у журналиста депутат.

«Но Ходорковский не претендует на звание почетный гражданин города», – заметил опрашивавший народного избранника корреспондент.

Депутат гордумы Виктор Марков

«Он претендует на большее звание – почетный, уважаемый человек в России. Я имею в виду статус уважаемого человека. Во всяком случае, когда о Ходорковском говорят или Ходорковский о чем-то говорит, я не вспоминаю, что он судим. Я понимаю другое, что он был посажен, и сегодняшнее наше так называемое правосудие, точнее, наша карательная система у меня доверия не вызывает. При каких условиях, какие там были основания, и самые ли большие прегрешения Поимцев совершил, я сейчас, честно говоря, сказать не могу точно, но считаю, что многие другие, работавшие в то время – в 1990-е годы, попадали в такую ситуацию. Такое понятие было при Аяцкове: «Построить без единого гвоздя». Храм возвели без единого гвоздя, памятник – тогда это называлось «построили без денег». Родильный дом, который он строил возле стадиона «Локомотив», ремонт цирка его организация проводила без единого гвоздя. Цирк в середине 1990-х его трест отреставрировал так, что он до сих пор служит верой и правдой, перинатальный центр и масса объектов по городу были построены его трестом.

И тогда руководителям такие условия ставили, что ты вынужден был и работы выполнять, не получая денег из бюджета, которые были обязаны заплатить, и с рабочими рассчитываться. И задолженности по зарплате были тогда дичайшие. Короче, сама жизнь ставила руководителей в такие условия. Ему, наверное, не повезло, я считаю, в то время. Ему не повезло. Другим, таким же красным директорам, которые работали в таких же условиях, повезло. Может, все произошло потому, что он был депутатом, потому что в то время тоже определенная борьба была в областной думе. Я не к тому свожу, что он политический узник. Он вполне мог стать жертвой внутриполитических интриг. Он был осужден, судимость с него снята, и под критерий, который сейчас есть для награждения званием «Почетный гражданин», он подпадает и имеет на это право. Все сферы жизни должны быть представлены: не только деятели культуры, но и строители, которые матом ругаются», – сказал Виктор Марков.

Аналогичную позицию высказал и Юрий Ерофеев, тоже объяснивший «уголовное прошлое» трудностями 1990-х.

«Когда он работал, я был финансовым директором «Саратовэнерго» и прекрасно знаю все проблемы, которые тогда возникали. И в том, что ему там рисовали, его вины абсолютно нет. Я очень хорошо знаю эту зону (строителей и промышленников), начиная с 1990-х годов и до сегодняшнего времени, всех знаю. Знаю, какие у них проблемы по работе были, какие трудности, как уголовные дела возбуждались. В свое время и на меня по пять-шесть уголовных дел в месяц возбуждалось. Время такое было, работа такая была – выкручивались люди как могли. Реально он заслуженный человек – он действительно многое для города сделал, и в строительстве в том числе», – объяснил депутат.

Коммунист Андрей Карасев оказался не в курсе криминальной истории Поимцева. «Я не знал, но я выступил в его поддержку. Я знаю его по его делам, у нас под суд можно попасть легко. Счетная палата находит множество нарушений – и ничего, а ко мне женщина пришла на прием – она продавала розы со своей грядки и ее уволокли, оштрафовали на две тысячи рублей», – не смутился народный избранник, пояснив, что с представленными по данному кандидату документами было все в порядке, и они проверяются мандатной комиссией.


«ЕСТЬ ДОСТОЙНЫЕ И У НАС В ПАЛАТЕ»


Свою оценку особенностям распределения почетных званий депутатами городской думы дал председатель Общественной палаты Саратовской области Александр Ландо, который очень сожалел, что главный инструмент гражданского общества оказался в стороне от решения таких важных вопросов. Он тут же выразил готовность включиться в отбор кандидатов на присуждение награды, хотя от однозначной оценки решения народных избранников воздержался.

Председатель Общественной палаты области Александр Ландо

«Я отругаю членов палаты из соответствующей комиссии, потому что это надо отслеживать тем, кому положено, и как-то влиять на эту ситуацию: мы могли бы тоже предлагать кандидатуры, есть достойные и у нас в палате. У нас есть Альберт Тараканов, Валентина Боброва, и я бы еще многих назвал, которые давно напрашиваются на это звание. В области культуры у нас есть Александр Галко, тоже еще не имеющий этого звания... Мне кажется, те люди, которых я назвал – это достаточно серьезные фамилии, известные в Саратовской области, они много сделали. Я уважаю выбор депутатов, но если бы это было известно заранее, то я как председатель Общественной палаты, естественно, отстаивал бы другие кандидатуры, которые уже давно напрашиваются, фигурируют в областных списках, городских списках, – они известные люди, которые достаточно много сделали для нашего региона. Я ничем не умаляю значение выдвинутых кандидатур, но некоторые из них в первый раз так звучат», – высказал позицию общественности Ландо.

Относительно Василия Поимцева суждения Александра Соломоновича носили еще более острожный характер. «Нужно смотреть, за что и когда это было. Я не хочу вдаваться в кандидатуру Василия Николаевича Поимцева, но есть некоторые моменты... Судимость судимости рознь», – сформулировал свою позицию глава ОП.

«Я выводы сделаю и в палате обязательно буду вести разговор, потому что нельзя Общественной палате стоять в стороне от этих процессов. Должны звучать фамилии достойные, которые на слуху, и Общественная палата может их предложить, у нас есть возможность свое слово сказать, как мы это делаем по почетным гражданам области. Мы будем предлагать свои кандидатуры», – резюмировал Ландо.


PS На состоявшемся 30 июля заседании Саратовской городской думы кандидатура Василия Поимцева не рассматривалась, так как инициаторы его выдвижения на получение звания почетного гражданина города отозвали документы из-за наличия у претендента погашенной судимости. Евгению Сурменеву повезло больше: присвоение ему почетного звания депутаты поддержали.

  • Vkontakte Social Icon
  • Facebook Social Icon
  • Twitter Social Icon
bottom of page