Саратовские врачи превратили жену узника концлагеря в инвалида
Жительница Саратова, пострадавшая от действий медперсонала городской поликлиники №9 и городской больницы №1, вот уже год не может добиться должного наказания виновных и возмещения ущерба. Несмотря на признание факта врачебных ошибок минздравом области, 75-летняя женщина, которая стала инвалидом второй группы, столкнулась с корпоративной солидарностью, прикрывающей халатность сотрудников медучреждений.
В январе 2015 года супругу председателя городского отделения общественной организации бывших малолетних узников фашистских концлагерей Лидию Антошкину направили в поликлинику №9 на ирригоскопию (исследование прямой кишки с использованием раствора бария). Неприятную процедуру ей назначил терапевт того же учреждения в связи с жалобами на боли в нижней части живота. Как утверждает женщина, в ходе процедуры ей была повреждена прямая кишку, в результате чего препарат попал в околокишечную клетчатку. После исследования, вспоминает пациент, у нее случилось острое недомогание: открылось кровотечение, появились боли, а температура поднялась до 39,6. На следующий день - 27 января - ей потребовалась госпитализация, а позднее выяснилось, что у женщины начался парапроктит - воспаление тканей вокруг кишечника.
С диагнозом «спаечная кишечная непроходимость» Антошкина была направлена на стационарное лечение в Городскую клиническую больницу №1 (главврач - Игорь Салов). Там ей была проведена операция на кишечнике - лапаротомия, удаление спаек. Однако эффективных действий по устранению беспокоившего ее состояния, вызванного попаданием бариевого раствора за пределы кишечника, полагает пациент, произведено не было.
«Как утверждает врач, которая делала моей подзащитной ирригоскопию, во время исследования часть раствора бария вылилась наружу, ввести в кишечник удалось только 600 мл. Получается, что все эти более чем поллитра попали в брюшную полость, - объясняет адвокат Антошкиной Алексей Прокаев. - Но при поступлении в 1-ю Городскую больницу ей даже не сделали в полном объеме рентгенографию, чтобы определить, куда затек барий. Был произведен только неполный рентген таза, который не отражал полную картину заболевания. Сведения об этом содержатся в медицинской карте, которая исследовалась в ходе рассмотрения дела».
Таким образом, если бы Антошкина получила полное обследование в 1-й Городской больнице, с учетом осведомленности саловских врачей, что ранее пациентке проводилась ирригоскопия и имелся затек бария, тяжелые последствия для здоровья женщины можно было бы избежать. Однако в связи с несвоевременной диагностикой и непринятием необходимых мер лечения пожилая пациент стала инвалидом.
Вскоре после выписки из больницы Игоря Салова у Антошкиной развился гнойный пельвиоректальный парапроктит - заболевание приобрело острую форму. В таком состоянии 18 февраля она была госпитализирована в Областную клиническую больницу. Врачи ОКБ в буквальном смысле спасли женщине жизнь: они сделали необходимую на тот момент операцию - вскрытие и дренирование парапроктита, сигмостомию. Согласно данным медицинских документов, у пациентки было выявлено «большое содержание бария в околокишечном пространстве, в забрюшинной полости, острый гнойный процесс», а «при ректальном осмотре было выявлено наличие в прямой кишке отверстия размером примерно 1 см».
11 марта Антошкина выписалась из стационара ОКБ, но вскоре ей вновь потребовалось лечение. На этот раз она обратилась за платной помощью в ведомственное учреждение ОАО «РЖД» - «Дорожную клиническую больницу».
Скитания Антошкиной по медицинским стационарам продолжались до конца года, и в декабре 2015 года ей было проведено обследование в Клинической больнице имени С.Р. Миротворцева Саратовского ГМУ. В ходе осмотра врачи обнаружили у пациентки многочисленные патологии кишечника, в том числе, «большое скопление и пропитывание бариевой взвесью стенок прямой кишки и промежности». Напомним, для получения такого заключения медиков женщине потребовалось год кочевать из одной больницы в другую.
За это время муж несчастной пациентки Михаил Антошкин успел обратиться с жалобой в министерство здравоохранения области. В ответ заместитель профильного министра Дмитрий Хижняк заверил его, что вопрос с медицинским обслуживанием его супруги будет курировать лично заместитель главврача поликлиники №9 Ольга Павлова, и в случае необходимости пациентке будет проведено необходимое лечение. Также замминистра признал многочисленные нарушения со стороны медперсонала поликлиники и саловской больницы. В частности, в ответном письме говорилось: «В ходе проверки выявлены нарушения порядка оказания медицинской помощи Антошкиной Л.И. в амбулаторных условиях, в оформлении медицинских документов… Приказом главного врача поликлиники врачу-хирургу Т.Г. Ливадной, врачу-рентгенологу М.Ю. Малеиной объявлены дисциплинарные взыскания, данным специалистам будет снижен размер стимулирующих выплат за очередной месяц». Также сообщалось о снижении стимулирующих выплат за месяц главврачу поликлиники №9 В.Е. Стеклянникову. По поводу лечения пациента в больнице №1 специалистами минздрава были сделаны выводы о нарушениях стандартов обследования и лечения. Министерством здравоохранения области рекомендовано администрации больницы и главному врачу Игорю Салову «провести детальный разбор случая оказания медицинской помощи Антошкиной Л.И., принять меры административного и дисциплинарного воздействия к лицам, виновным в выявленных нарушениях, принять меры по усилению контроля за качеством работы медицинского персонала».
Но жена узника фашистского концлатеря посчитала меры дисциплинарного характера и снижение доплат недостаточной ценой за потерянное здоровье, инвалидность, нервы и мытарства по больницам. Она обратилась в суд Ленинского района с иском к ГУЗ «СГКБ №1» и ГУЗ «Саратовская городская поликлиника №9» о возмещении ей морального вреда в размере одного миллиона рублей.
После официального признания профильным министерством допущенных медиками нарушений и наложения на них дисциплинарных взысканий факт причинения вреда был практически доказан, и подтверждение его в суде казалось измученной женщине делом времени. Но жертва врачей была сильно разочарована в объективности судебной инстанции, честности судмедэкспертов и непредвзятости медицинского сообщества, привлеченных судом к разбирательству по гражданскому иску. Если не вдаваться в медицинскую терминологию, их мнение свелось к тому, что Антошкина пришла на ирригоскопию уже тяжело больным человеком, из-за чего у пациентки произошло «самоповреждение стенок прямой кишки (например, во время проведения очистительных клизм)». Из-за этого, по заключению экспертов, и произошел «затек бария в околопрямокишечную клетчатку». Сотрудники поликлиники №9 на суде также подтвердили, что их подопечная пришла на обследование и ушла с него самостоятельно, не выказав признаков ухудшения самочувствия, и, по их мнению, возможно, она сама клизмой повредила стенки кишки.
Примечательна ситуация, складывавшаяся в суде с привлечением к рассмотрению дела экспертов. Допрошенный в ходе судебного разбирательства врач-эксперт Андрей Гришко подтвердил, что при выполнении ирригоскопии пациенту Антошкиной мог быть причинен вред, однако позже представитель ответчика - городской поликлиники №9 - попросила суд назначить повторную экспертизу, поскольку Гришко является заведующим отделения колопроктологии Клинической больницы СГМУ, где истец проходила обследование и лечение, и сам принимал участие в ее лечении. Суд пошел навстречу ответчику: была назначена повторная медицинская экспертиза - в саратовском ООО «Межрегиональный экспертный центр». На этот раз специалист дал «нужное» медучреждениям заключение: было заявлено, что проведение ирригоскопии в поликлинике №9 соответствовало требованиям стандартов оказания медицинских услуг, а в представленной врачебной документации отсутствуют нарушения стандартов оказания медпомощи поликлиникой №9 и больницей Игоря Салова. «Ирригоскопия - процедура практически безболезненная, нетравматичная. - записал в своем заключении эксперт Г.Р. Колоколов на основании исключительно работы с документами. - Выполнялась стандартным способом…посредством типового одноразового пластикового наконечника. Указанный наконечник для ирригоскопии атравматичен».
Между тем, даже поверхностное знакомство с медицинской литературой дает основание усомниться в выводах эксперта, так как в описании ирригоскопии как метода исследования дается особое указание на возможные осложнения. Например, на сайте «Эффективная медицина» говорится следующее: «К осложнениям ирригоскопии относятся перфорация стенки толстой кишки, водная интоксикация, образование бариевых гранулем, реже возникают затеки контрастного вещества в брюшную полость или забрюшинное пространство и бариевая эмболия». Незамеченной для суда прошла и роль врача-терапевта, назначившего Лидии Антошкиной подобное исследования и не оценившего риски при ее состоянии здоровья и поступивших жалобах.
«С особой осторожностью следует проводить исследование у больных с механической кишечной непроходимостью, острыми воспалительными заболеваниями кишечника (язвенный колит, дивертикулит), острым нарушением кровоснабжения кишечника, остро возникшим частым жидким стулом с кровью, а также при подозрении на кистозный пневматоз кишечника», - предупреждают пациентов специалисты.
Обращает на себя внимание и тот факт, что выводы экспертов полностью опровергли внутреннюю проверку минздрава области. Значит, профильное министерство наказало сотрудников подведомственных медучреждений зря? Во всяком случае, 2 ноября 2016 года судья Ленинского района Наталья Токарева, не обнаружив в действиях врачей нарушений, вынесла решение об отказе Лидии Антошкиной в удовлетворении всех ее исковых требований, а также постановила возместить за счет средств истца проведение судебно-медицинской экспертизы стоимостью 3,5 тысячи рублей, выполненную ООО «Межрегиональный экспертный центр».
Решение суда Ленинского района Лидия Антошкина считает нарушением своих прав, а также дискредитацией системы медицинской помощи в регионе и контроля над ней со стороны профильного министерства. Пострадавшая женщина не только потратила силы, деньги и время на борьбу с системой за свое здоровье, но и вынуждена была оплатить несправедливое заключение экспертов. Отчаявшись получить правовую защиту Антошкина приняла решение не обжаловать состоявшийся судебный акт, оставив на совести суда, экспертов и врачей доведение ее до инвалидности.
ЦЖР «Медиаликс 64» будет следить за судьбой Лидии Антошкиной и судебным разбирательством по ее иску к саратовским врачам.